Вторая младшая «Умка»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Не секрет, что сегодня материальные ценности стоят на первом  месте, в отличии от духовных, поэтому у детей искажены  представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. И самая большая опасность, которая подстерегает наше общество – это разрушение личности. Что делать в данной ситуации? Как сберечь человека? Как сделать так, чтобы ребёнок внутренне был свободен, а внешне воспитан?

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с детства, с воспитания чувств через мир положительных  эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Но одна из проблем современного образования состоит в том,  что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Не знают, как люди работали, отдыхали, как  украшали свой быт, как воспитывали детей, к чему стремились, чем дорожили и какие ценности были превыше всего. Ответить на эти вопросы- значит восстановить связь с прошлым, вернуть утраченные ценности, донести до сведения детей, что они являются носителями русской культуры, воспитывать ребят в национальных традициях, патриотами. Приобретение ребёнком культурных и вечных ценностей, нравственности, целомудрия способствует развитию его духовности, которая проявляется на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций  и общего развития и укореняется в ребёнке при реализации комплексного подхода к воспитанию. Примером такого подхода является русская культурная традиция. Во-первых, она предлагает проверенную веками народную мудрость  воспитания и образования. Во-вторых, материал, предлагаемый детям, уже пропитан духовностью и нравственностью. Наши традиции – это вся наша история, классические произведения писателей, композиторов, художников, писавших не только картины, но и иконы. Это люди, прославившие  своим  трудом и подвигами нашу Родину.

Находясь в долгих поисках решения данной проблемы и интересного направления работы с детьми, я остановилась на самом важном – воспитании духовно-нравственных качеств личности, как одной из составляющих частей патриотического воспитания. На занятиях, в беседах на основе только предметных картинок чувствовалась нехватка соприкосновения с предметами старины. Так родилась идея создания мини – музея: «Русская изба», где все экспонаты (русский народный костюм, предметы быта, доспехи войнов, традиционные атрибуты праздника) могли бы демонстрироваться в действии, использоваться на занятиях, праздниках и театральных представлениях.

Изучение такого мини-музея надо начинать с младшего дошкольного возраста. Малыши приходят в музей, как в сказку: все предметы здесь расписные и необыкновенные. Ребята по-настоящему проживают время и манипулируют с предметами (мы знаем уже, что сказка оказывает на ребёнка познавательное, воспитательное и положительное  психологическое воздействие).

Сказка здесь вообще звучит по другому: ребята приходят в гости  к деду с бабкой, а иногда и к внучке, знакомятся с домашними животными,  помогают ухаживать за ними – косят сено, кормят. Колют дрова, помогают носить воду из колодца в расписных вёдрах на коромысле,  печь пироги в печке, варят кашу в чугунке, прибирают и, сидя за столом, пьют чай из самовара, молоко из крынки. Колыбельные песни не только поют, но ещё при этом покачивают куколку в люльке (зыбке), подвешенной к потолку.

Ребята инсценируют, импровизируют, разыгрывают, поют. Рассматривают атрибуты к праздникам («Театр вертепа», «Иконы и храмы», «Старинные постройки», «Великие люди»). Ребята рисуют, танцуют, лепят, конструируют, играют на музыкальных инструментах. Отгадывают загадки, читают потешки, пословицы, скороговорки, дразнилки. Играют в народные и дидактические игры, словесные , хороводные, игры-забавы, выполняют различные задания, упражнения.

Дети средней группы знакомятся с обычаями русского народа,  активно приобщаются к народному творчеству, искусству, ремеслу: создают атрибуты, активно трудятся,  прядут пряжу на прялке, знакомятся со спицами, лепят фигурки, посуду. Бабушка рассказывает о семье, о нравственных устоях: старших надо слушаться, уважать, обращаться на «вы»;  братья и сёстры ответственны друг за друга; в семье нужен мир и лад.

Дети старшего возраста знакомятся с семейным устройством, разделением обязанностей не только между мужчиной и женщиной, но и между поколениями одной семьи. Это формирует у мальчиков необходимые черты хозяина, кормильца.  А у девочки – матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции.

Дети подготовительной группы пробуют себя в прикладном творчестве: изготовлении кукол, украшении кокошников, расписывании глиняных фигурок.

Дети постепенно усваивают правила поведения в  музее, узнают новые слова, знакомятся с традициями семьи, бытом, учатся аккуратно обращаться с музейными предметами, делиться впечатлениями об увиденном. Получают информацию о великих людях, прославивших Россию.

Сейчас, спустя два года со дня открытия музея, уже видно, что «общение» с экспонатами по-особому затрагивает детскую душу, чего не было, когда ребята просто рассматривали картинки. Впечатления от исторических сведений, от предметов и действий с ними позволяют детям ощутить причастность к истории народа, а подготовка к народным праздникам и их проведение доставляют огромную радость. Здесь без всякого напряжения решаются педагогические задачи – познавательные, развивающие и воспитывающие. Дети знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, обрядами, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Важно, чтобы дети знали об истинных духовных ценностях народа, о людях, которые сделали служение своему Отечеству главным делом и смыслом всей своей жизни.

 Осуществляется социализация детей. Дошкольникам прививаются  этические и эстетические нормы, которые следует соблюдать во взрослой жизни, ребята учатся взаимодействовать со сверстниками и детьми других возрастов, так как такие праздники организуются одновременно для всех возрастных групп. Конечно,  в данном направлении ведётся работа с педагогами и родителями воспитанников. Родители получают необходимую информацию по интересующим их вопросам, охотно принимают участие в различных мероприятиях группы и детского сада, оказывают необходимую помощь, интересуются жизнью детей в детском саду, с удовольствием посещают тематические собрания.

4 января 2019 в 14:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.