Средняя группа «Умка»

Как распознать творческий потенциал ребёнка.

Как распознать творческий потенциал ребёнка?

На сегодняшний день ситуация такова, что общественность столкнулась с проблемой несоответствия социального заказа общества и возможностей системы образования, которая не успевает реагировать на запросы рынка труда. В век информации, когда знания очень быстро устаревают, рынок труда находится в постоянной динамике. Возникает много новых профессий, актуальных на сегодняшний день. Но на плаву оказываются считанные единицы, те, у кого природой заложена высокая обучаемость, способность к творчеству. А вот основное большинство молодых людей не имеют опыта проявления творчества, основанного на знании и использовании своих способностей. И даже при наличии хорошего базового образования они не способны самостоятельно перепрофилироваться на смежные профессии, возникшие совсем недавно.

Когда ребёнок ходит в садик, молодые родители не сомневаются в его способностях и одаренности. Ребёнок по своей природе любознателен, активен, стремится всё узнать, постичь, и это радует взрослых. Но почему же яркий, одарённый ребёнок, едва переступив порог школы, становится самым обычным середнячком, лишенным интереса к получению знаний? Как же мы можем помочь своему, несомненно одарённому, ребёнку избежать этого разочарования?

Каждый человек, а тем более педагог, имеет своё  представление о способностях детей. Это представление у каждого из нас создаётся на основе опыта общения с детьми, их сравнения между собой, наблюдений за их развитием. Однако эти представления носят субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

В тех случаях, когда мы встречаем четырёхлетнего малыша, самостоятельно читающего книжки, или пятилетнего ребёнка, печатающего на компьютере свои собственные сочинения, или третьеклассника, решающего уравнения из курса высшей математики, у нас не возникает сомнения, что это одарённые дети. Это относится к юным композиторам, художникам, спортсменам, когда их талант очевиден и не вызывает сомнений.

Но дело в том, что о способностях ребёнка нельзя судить лишь по видимым результатам его деятельности, по его достижениям в той или иной  области. Нельзя забывать о том, что для проявления способностей ребёнка необходимы определённые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, и это особенно важно в самом раннем возрасте.  Если ребёнок начинает рано лепетать, проявляет любознательность, активно изучает окружение, но эти стремления сдерживаются и не поощряются, то чаще всего эти ранние проявления не развиваются.

Подобные явления происходят и в более позднем возрасте, когда пресекаются «лишние», с точки зрения взрослых, интересы ребёнка или его заставляют заниматься тем, что, по мнению взрослых, важнее, престижнее, больше подходит полу ребёнка, положению семьи.

Одарённость не является достоянием немногих, исключительных личностей. Одарённость всегда неповторима, индивидуальна и вместе с тем несёт в себе те или иные типичные черты. Кроме того, выделяют два пути одарённости – «вундеркиндный», путь раннего умственного развития, и «невундеркиндный», при котором рассвет способностей приходится не на ранний возраст, а на более поздние возрастные периоды.

Как известно, многие выдающиеся способности и достижения в различных областях отмечались у людей, которые в детстве не были успешными по сравнению со своими сверстниками.

Каждый из нас, наверное, сможет привести большое количество примеров, когда наши знакомые, близкие, одноклассники, которые не отличались особыми успехами в школе, после школы смогли найти своё место в жизни, найти себя в профессии, или, на удивление всем, у них открылись выдающиеся способности.

Раньше считалось, что ум – это заданная от рождения величина. С каким умом родились – с таким и будите жить, и уже ничего не изменить.

А если задуматься над тем, что почему же многие действительно очень способные и одарённые люди, как правило, не очень успешно учатся в школе.

Дело в том, что в школе оказываются востребованными только лингвистические и логико-математические способности. Это умения пересказывать, выделять главную мысль и причинно-следственные связи. Кроме того, личность идеального ученика противоположна по своим характеристикам личности творческой. Если провести сравнение. Идеальный ученик исполнителен, дисциплинирован, ему свойственно доверие к авторитетам, иными словами – полное отсутствие инициативы и творчества. А ведь именно творчество является условием, необходимым для развития способностей, одарённости. Творческие люди предпочитают новые вещи привычным и простым вещам. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Они больше улавливают и понимают,  могут следить за несколькими событиями одновременно. Такие качества абсолютно не поощряются в школе. Если ребёнку всё  время говорить, что он умён и гениален, он рискует разочароваться в себе, столкнувшись с первыми же неудачами. Если убеждать ребёнка в том, что он умом не вышел, то он и вести себя будет соответственно: на самом деле, зачем же стараться, если выше головы не прыгнешь! Ребёнку необходима адекватная самооценка. Он должен знать, на что он способен.

Распознать потенциал ребёнка действительно сложно, но вполне реально. Для этого необходимо, прежде всего, желание и терпение, ну и конечно же знания.

4 января 2019 в 14:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.