Вторая младшая «Умка»

Роль сказок в воспитании дошкольников.

Древний и вечный источник мудрости, передаваемый из поколения в поколение –это сказки.  Перед ребёнком в сказках ставятся мировоззренческие и этические проблемы и вопросы, показываются  пути их решения, описываются персонажи с определёнными характерами, поведением. Слушателю, читателю предлагается посмотреть на персонажей, отражающих определённые человеческие типажи, оценить их поступки, предсказать возможные последствия. В сказке нагляднее, чем в реальной жизни показано, что зло всегда в проигрыше. Нельзя не сказать и о другой роли «злых» персонажей. Они учат «добрых» героев и нас с вами быть ответственнее, внимательнее к другим людям, рассудительнее. Помня об аллегоричности языка сказок, мы неизбежно приходим к выводу о том, что «добрые» и «злые» персонажи живут в той или иной мере в каждом из нас, как лучшие или, напротив, негативные черты характера. Свойства личности.

Дети чаще всего не задумываются над идеей сказки, уроками, которые она преподносит. Они увлечены сюжетом. Когда малыш просит взрослых вновь и вновь рассказывать понравившиеся ему сказки, именно эмоциональная сфера ребёнка зреет и готовится к более серьёзному восприятию в дальнейшем и сказок и реальной жизни.

Ребёнок  5-6 лет- уже может отчётливо прослеживать динамику сказочного сюжета, видеть повторяющиеся фрагменты, улавливать и предсказывать реакцию персонажей, ставить себя на их место. Это ценные приобретения, которые послужат опорой социального развития ребёнка, становления речи,  умение видеть и понимать другого человека, сопереживать, сочувствовать.

Сказки помогают сделать ребёнка участником событий, даёт ему возможность почувствовать их логику и взаимосвязь. Останавливая внимание ребёнка на отдельных эпизодах повествования, сказки позволяют развивать зрительное восприятие, умение рассуждать и логически мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проверять правильность своего решения. Вне зависимости от того, читает ли ребёнок сказку сам или делает это взрослый, очень важна самостоятельность ребёнка  в принятии решений, построении рассуждения, формулировке ответов.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

Сказка для ребёнка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют  персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, помощи, защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

 

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

4 января 2019 в 14:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.